Звязь с нами: mmuseum-ru@yandex.ru пишите!









                    главная    новости   галерея    обратная связь

Квартирные выставки в Музее Москвы

Необычную выставку устроили в Музее Москвы. Ее название – «Духовка и нетленка. Фрагменты жизни». Создатели обратились к знаменитым квартирным выставкам, которые устраивали в 70-80-е гг. XX века.

Особенности

Неужели в Музее Москвы устроили очередную выставку котов или кактусов? Квартирная выставка – это мероприятие, на котором представляли свои работы художники I ряда (О. Рабин, Комар, Косолапов, Соков, Чуйков, Меламид). На фотографиях запечатлели художественные круги, жизнь и отношения внутри них. В прежние времена возникали интеллектуальные споры на кухнях. Все эти процессы остались бы «за кадром», если бы не фотографии, документы и т.д. Сотрудникам Музея Москвы удалось восстановить показать уникальную форму жизни в городе и в живописи. Квартирные выставки стали частью жизни людей тогда, когда художники поняли, что общественное публичное пространство не для них. Тогда ситуация стала в некотором роде безвыходной. Художники-нонконформисты не могли больше негде выставлять свои работы.

Устройство выставок – стратегический ход. Об их проведении сообщали по всем иностранным «голосам», в итоге возникали даже очереди. Из-за их большой популярности властям приходилось отступать и изменять свое решение. Плату за их посещение не брали. Потом возник особенный тип квартирной выставки, который предполагал ее посещение друзьями или людьми своего круга. Создатели и вовсе не хотели выходить в широкие массы, считая важным для себя лишь мнение товарищей.

Просто ли показать современному зрителю квартирную выставку 70-х гг. XX века? Нет, потому что приходилось видеть лишь одну картину на стене белой. В домах у художников вешали их по принципу шпалерной развески. Выставка, которая открылась на днях, можно разглядеть фотоснимки известных квартирных выставок. После знакомства с ними можно понять быт и жизнь рядовых художников.

Наряду с фотографиями можно увидеть вкрапления графических работ и документов. Люди должны понять, а когда же перестали относиться к выставкам как к политическому и эмоциональному жесту. Экспозиции стали более продуманными, особенно в галерее картин Н. Алексеева. Москва – это не просто архитектурный конгломерат, место соединения славы, денег, влияний. В ней всегда могла жить культура и процветать гуманитарные идеи. Импульсы культуры, как бы ни происходило их внедрение, делали жизнь в городе более яркой, свободной. Когда нельзя было заявить о себе в фойе кинотеатра, люди устраивали квартирные выставки.

В заключение

Трудно представить, что именно квартирные выставки – это площадка для обсуждений, споров, рассуждений и знакомство с крупными мировыми художественными центрами. По ним всегда можно восстановить контекст времени, понять, а что же происходило в политике, литературе и жизни!